«Служить той самой большой идеи»

Рубрика: Новости

 

Празднование 10-летнего юбилея общества «Великий Луг» в Мостисках 1935 года.

 

 

Восстановление национального и общественно-экономической жизни украинцев Галичины в межвоенное десятилетие было связано с созданием общественных организаций различного типа. Среди них руханково-пожарные были призваны воспитывать молодое поколение украинцев. Мостищина была одним из тех галицких уездов, где украинские организации, в частности, «Луг» (о котором говорится в этой статье), действовали активно и с успехом.

 

В воскресенье 25 августа 1935 года на Мостищине праздновали 10-летний юбилей руханково-пожарного общества «Луг». Описание празднования помещен в 227-м номере «Дела» с подписью И.Ю. 1. Очевидно, это гость, вероятно – из видных членов общества, поскольку начинает рассказ с того, что приехал в Город поездом.

 

За окном поезда, который подъезжал к станции, видно было толпы крестьян, которые спешили на уездный праздник. К месту празднования добираться пришлось около 20 минут.

 

Делегацию, в которую входил автор статьи, стрінули у входа на майдан две четы из молодых луговик и луговичок. Председатель «Великого Луга» д-р Роман Дашкевич 2 и другие гости из Львова прошли между двумя колоннами, что на команду «первый взгял!» стояли, словно окаменевшие. Атмосфера была исключительно возвышенной:

«Сотни глаз лугового семьи и собранных гостей смотрели с симпатией и уважением на стройную фигуру незломного проводника Лугового Организации. Странно. На лице этой стоической человека, что наиболее спокойно созерцала в пасти панцирных пушек под Мотовиловкой 3, заиграло волновое умиления. Так, святое умиление на вид тех юношеских серденят, стройных рядов, служат той же великой идеи, которой он посвящает все минуты своей жизни. Истаял на середине: – «Здоровые были, Товарищи!» – «Слава Луговые, Родине слава!» – загреміла живо веселый ответ, а орхестра сыграла луговой гимн «Ой, в лузе красная калина». На этом закончилось приветствие делегации Главного Старшины «Великого Луга» со Львова.

 

 

«…Даже молиться враг не даст»

 

Руханковий майдан в мостиських луговик был немалый. Здесь, по наблюдению автора, могли «свободно растаять даже тысяча руховиків к упражнениям». А вокруг него – скамьи, где могли присесть зрители. Члены делегации едва ли не в первую очередь обратили внимание на алтарь, искусно построенный и не менее изысканно украшенный народными вышивками. На афишах к празднику отмечалось, что здесь имела правитись полевая Служба Божья. Однако почти в последнюю минуту пришло сообщение, что перемышльский владыка издал запрет своему духовенству служить полевые богослужения на луговых и подобных праздниках. Немало участников и гостей праздника возмущались таким решением, как пишет автор статьи:

Этот запрет вгрызлась ржою во все сердца, особенно в минуте, когда нежные голосочки луговичок посылали благальну луговую молитву к небу…»Там в Советах край в руинах, даже молиться враг не даст…»

 

Вместо обедни был только молебен и акафист. Их провели четыре священника: о. декан Куціль из Мостиски, а. Пшепюрський с Старяви, а. Гамерський с Годинь и о. Гринишин с Черневи.

 

 

«…чтобы встретить достойно и подготовлено грядучі большие события»

 

 

Отец Андрей Пшепюрський

 

 

Далее, согласно программе, с речью к луговик выступил первый сечевой курат а. Андрей Пшепюрський⁴, за спиной которого – все тяготы героической борьбы украинского стрельцов.

«Появление этого достойного січовика в духовной рясе и слышала его речь, навеянная большой любовью к стрелковому традиции, вызвала у всех слушателей глубокий патриотический настрой. Тысячная масса, заслушана в слова оратора, переживала в воспоминаниях наше недавнее славное прошлое, такое романтическое и такое в своем недокінченні трагическое»

 

Священник-луговик призвал молодежь «закалять свое тело и дух в честной организованном труде на поприще своего общества, чтобы встретить достойно и подготовлено грядучі большие события, чтобы растаять в подобном моменте на оборону святейших интересов и прав народа». Луговое Братство, по мнению а. Пшепюрського, «все должно идти с именем Бога на устах». Лишь так сможет преодолеть «страшные и самые большие препятствия». Он верил в его хорошее будущее, «потому что те, что пробыли гураганний огонь 10-летней пробы, сумеют преодолеть и тяжелые удары и принести народу в даре и высокие жертвы, даже жертвы имущества и жизни».

 

 

Возрождение – через ежедневную муравлину труд

 

Собственно празднование юбилея началось с луговых упражнений. Трибуну заняли многочисленные гости: лучшие места достались делегатам львовской Главного Старшины и представителям местной гражданской и военной власти. А тем временем к упражнениям готовились 360 (!) руховиків (218 юношей и 142 девушки), которые представляли на уездном празднике Ятвяги, Малнів, Помост, Волю (очевидно, Арламівську Волю), Підгать, Часов, Буковичі, Ляшки, Боляновичі и Старяву. Зеленые колонны и радужные вышивки девушек были встречены обильными аплодисментами и криками восторга. Праздник открыл председатель Уездной Старшины в Мостисках Степан Байдала, произнеся коротенькую речь. Руководство праздником он передал д-ру Дашкевичеві.

 

Роман Дашкевич (фотография с лет освободительных соревнований)

 

 

В своей речи Дашкевич подчеркнул важность десятилетнего юбилея:

«с этим праздником празднует весь народ великую победу у нас светлого духа дисциплины, організованости и труда над темными демонами расписания и духового руинництва».

 

«Луг», по мнению Дашкевича, призван «к воспитанию нового типа украинца и украинки, что желает успокоения своих общественных инстинктов в творческой ежедневной труда, организации и послушании своему руководству». Луговое братство должно быть «образцом рыцарской чесности, организованности и активности», а то, что противоречит этим ценностям рассматриваются им как враждебно к народу. По мнению Дашкевича, «обессиленный послевоенный национальный организм» можно возродить только «ежедневной муравлиной трудом».

 

Громовой возглас «Слава Луговые, Родине слава!» и гимн «Щелочи» завершили торжественную часть праздника.

 

 

Упражнения луговик и луговичок

 

Изюминкой программы луговых упражнений была луговая молитва «Боже великий, Творческое всесильный» с ритмическими движениями:

«Обильные слезы катились по лицам при нежных девичьих молитвах; только очень твердые натуры, закаленные в крівавих сечевых играх, пытались придавти в себе проявления большого умиления. Этой молитвы в интерпретации наших луговичок не могу никогда забыть. Или чудо, что женщины плакало и долго тулило к груди ясные головки маленьких детей, указывая им на умоляющие руки, поднятые к небу?!»

 

Вторым упражнением, которая приковала внимание зрителей, был танец под звуки «И шумит, и гудит, мелкий дождик идет». Упражнений было много, и все они, как читаем в заметке, проходили сложно и гармонично, «что свидетельствовало неоспоримый талант нашего народа, его любовь к красоте и ритму жизни».

 

В конце празднования с приветственным словом ко всем участникам обратился заместитель председателя Уездного комитета УНДО адвокат д-р Лев Кульчицкий. После этого стройные колонны луговик продефилировали перед делегацией Главного Старшины и перед Уездной Знатью. Празднование традиционно завершилось национальным гимном.

 

***

 

Сейчас не найти аналогов руханковим обществам 1920-1930-х годов, хотя это собственно тот случай, когда они не потеряли своего значения (конечно, при условии, что по форме бы выглядеть более привлекательно для современной молодежи). Молодежь нередко ищет себя, не чувствуя поддержки и наставничества старшего поколения, которое могло бы направить молодецкую энергию в правильное русло. Нынешние торжественные празднования, которые регулярно происходят по районам, выглядят бледной тенью тех мероприятий, которые проводили те же луговики. Сейчас ставят другие цели (часто главная из них – фотоотчет о проделанной работе), а венчают программу массовые гуляния.

 

 

ПРИМЕЧАНИЯ

 

1 Уездный Луговое Ювилейне Праздник в Городе // Дело. Львов, вторник, 27 августа 1935. Г. LVI. Ч. 227. С. 4.

2 Роман Дашкевич (1892-1975), украинский политический и военный деятель, полковник армии УНР, в течение 1925-1939 гг. был бессменным руководителем «Щелочи».

3 Речь идет о бой 18 ноября 1918. между войсками Директории УНР и Украинского Государства гетмана Скоропадского, победа в котором позволила наступление войск Директории на Киев.

Андрей Пшепюрський (1874-1945) в течение 1914-1918 гг. был фронтовым капелланом УСС.

 

 

Если Вам интересна эта запись, Вы можете следить за ее обсуждением, подписавшись на RSS 2.0 . Комментарии и пинг закрыты.