От лампочки Эдисона до станции на Персенківці

Рубрика: Новости

 

Столетние трансформаторные подстанции, уникальное до сих пор действующее оборудование фирмы Siemens начала прошлого века и даже коммуникационные шкафы могут вскоре стать во Львове экспонатами под открытым небом. Они будут частью нового музея электрификации города. Частный музей создают на базе Чао «Львовоблэнерго» с большими амбициями – стать похожими на лучшие технические музеи Европы. Уникальность львовского будет в том, что, кроме постоянной экспозиции в одном помещении, его экспонатами станет ныне рабочее оборудование, которое уже само является частью истории электрификации Львова.

 

Первая общегородская электростанция на вул. Сахарова, построенная в 1894 году

 

«Мы привыкли сегодня, нажимаем кнопку – и имеем это чудо, которое называем электричеством. Но еще 140 лет назад никто не знал, что это такое. В конце 1870-х годов Сименс, Тесла и Эдисон дали человечеству все, что нужно, чтобы пользоваться электроэнергией. А уже в 1890 году во Львове были локальные маленькие электростанции», – рассказывает исследователь истории электрификации Львова Андрей Крыжановский.

 

Эксперты говорят, сейчас мало кто задумывается, что еще 150 лет назад город имел совершенно другой вид и кардинально изменилось после того, как в нем появилась электроэнергия. Первыми электростанциями во Львове были маленькие частные электростанции, которые использовали для освещения отдельных домов. Лишь спустя появилась общегородская сеть.

 

Вторая общегородская электростанция на вул. Козельницькій, построена в 1909 году (теперь Львовская ТЭЦ-1)

 

«В определенной степени появлению общегородской электричества в Львове предшествовал случай, – с интригой в голосе рассказывает Андрей Крыжановский. – 1894 года должна была быть в городе большая Краевая выставка. За два года до того начались переговоры с владельцем конного трамвая, чтобы продолжить маршрут до Стрыйского парка и иметь возможность перевозить большое количество людей. Но владелец сказал, что он не будет строить туда пути, потому что после выставки маршрут станет убыточным. А в 1891 году открыли первую кафедру электротехники в «Львовской политехнике» и назначили туда молодого и амбициозного Романа Дзєсьлєвського. Услышав, что конный трамвай отказался, он предложил магистрату электрический трамвай. На то время такой уже существовал в Берлине, Праге и как раз строился в Будапеште. На удивление, городской совет быстро согласилась. Совсем скоро на Сахарова построили электростанцию и дымовую трубу – на месте нынешнего депо. Конкурс на строительство выиграла фирма Siemens – и до 1894 года во Львове был электрический трамвай. Так появились городские электросети в Львове, в которых затем подсоединили дома. 1900-го к ним подключили оперный театр, и тогда, 4 октября 1900 года, переименовали предприятие с «Городских путей электрических» на «Городские учреждения электрические», которое имело большой распределительный пункт в оперном».

 

Рассказать увлекательную историю появления и развития в Львове электричества имеет целью новый музей. По замыслу, его уникальность – много локаций. Постоянная часть экспозиции будет на улице Мушака, 56. По словам руководительницы музея Марии Кравченко, там есть несколько кабинетов, где смогут разместить экспозицию.

 

Одна из первых трансформаторных подстанций (№ 6), построенных в 1909 г., сохранившаяся на своем месте до наших дней на пл. Соборной

 

«Туда можно будет просто прийти и осмотреть наши экспонаты. Для этого достаточно согласовать время посещения. Мы хотим рассказать историю электрификации Львова через изобретениях и их изобретателях. Рассказать, как появилась здесь электричество, как она изменила Львов и область, хотим показать, какой вид имело использование энергии и оборудования межвоенного периода. Например, в 1930-х годах уже существовали ванны с гейзерами, утюга и стиралки. Они, конечно, были совсем не такими, как к этому привыкли мы. И, наконец, хотим показать, кто обеспечивает подачу электричества сейчас и как это было в исторической ретроспективе. Энергетика – это большое количество профессий, поэтому мы хотели бы показать это и объяснить, как работает целая электрическая система города», – рассказала Z Мария Кравченко.

 

Экспозицию планируют сделать и открыть до конца года. В то же время особое внимание инициаторы музея планируют уделить также локациям, которые ныне являются действующими объектами электроснабжения. То, что в Европе можно увидеть разве что в музеях, у нас до сих пор при работе. Например, говорит Мария Кравченко, очень интересным экспонатом может быть центральный распределительный пункт на улице Городоцкой, в котором значительная часть оборудования – еще с начала прошлого века и произведена на легендарной фирме Siemens. В планах обустроить там впоследствии экспозицию этого оборудования.

 

Коммутационное оборудование в первых трансформаторных подстанциях монтировали на мраморных плитах. Фото 1912 года

 

«Весь первый этаж распределительного пункта оборудован устройствами еще с 1912-1913 годов, – объясняет Мария Кравченко. – Все сохранилось в очень хорошем состоянии: с оригинальными мраморными элементами и тому подобное. Если в это помещение дополнительно переместить экспонаты, имеющие отношение к фирмы Siemens, можно рассказать увлекательную историю, как она присоединилась к электрификации Львова. Тем более, что все устройства сегодня прекрасно работают. Конечно, мы планируем их заменить, несмотря на почтенный возраст, однако срочности в этом нет».

 

Дело в том, что австрийское отделение Siemens в конце XIX века. очень тесно работало с магистратом города и Городским электрическим предприятием (Miejskie Zakłady Elektryczne). Во Львове также было много бытовых приборов фирмы Siemens-Schuckert и Siemens & Halske, что стали предшественниками ныне всемирно известной фирмы. До сих пор значки SS и SH в Львове можно найти на входах домовых, на генераторах, в распределительных пунктах.

 

Прокладке подземных электрических кабелей на улицах Львова требовало полного раскапывания тротуаров и скверов

 

Еще одной частью музея под открытым небом могут стать уникальные львовские трансформаторные подстанции образца 1908 года, о замене которых уже ранее писал «Збруч». Одну из таких подстанций хотят превратить в настоящую аттракцию для горожан и туристов. В оригинальный корпус предлагают вмонтировать уникальное оборудование, а вместо металлических дверок сделать прозрачные вставки, благодаря чему можно будет увидеть элементы, понять, как перетекает и меняется ток.

 

«Это будет музейный объект, и он не будет работать. Но это будет памятник под открытым небом. Сейчас идеей заинтересовались специалисты «Львовской политехники», и мы вместе будем думать, как это воплотить в жизнь», – объясняет Мария Кравченко.

 

 

Вместе с тем в Чао «Львовоблэнерго» думают, как сохранить в пространстве города и несколько рабочих трансформаторных подстанций образца начала прошлого века. Сейчас ищут техническое решение, как в старую конструкцию поместить современное оборудование, а также ведут переговоры с Львовским городским советом относительно оплаты реставрационных работ старых корпусов.

 

Еще одной городской достопримечательностью, убеждены специалисты, могут стать коммуникационные шкафы. Обычно эти небольшие серые объекты теряются в городском пространстве и их никто не замечает. Если раньше прилагали максимум усилий, чтобы сделать их незаметными, то сейчас в «Львовоблэнерго» наоборот предлагают их… разрисовать. Правда, с обязательным условием сохранения всех ограничительных знаков.

 

Опора уличного освещения с дуговыми лампами. Электромонтер МЭП заменяет угольные электроды в лампе. Фото 1912 года

 

«Сейчас мы проводим встречи и дискуссии. Хотим услышать как можно больше мнений относительно того, как должен выглядеть музей. Разные люди по-разному его видят. А уже во второй половине года будем браться за реализацию лучших идей», – рассказала Мария Кравченко.

 

В ближайшие месяцы сотрудники музея будут создавать постоянную экспозицию. Если им заинтересуются, говорят в музее, вторым этапом будут предлагать делать точечные экспозиции по Львову – вокруг памятников электрификации, которые длительное время на определенном месте.

 

В то же время будущий музей истории электрификации Львова получит виртуальную жизнь. Вместе со специалистами Центра городской истории Центрально-Восточной Европы музейщики уже сейчас работают над интерактивной картой электрификации Львова, которая станет частью большого проекта «Интерактивный Львов». Уже несколько лет над ним работают эксперты Центра, и в основном сейчас на их карте дома, исторические события и фигуры. Тема электрификации, говорят историки, поможет сделать карту, а следовательно и представление ее пользователей про историю Львова, гораздо полнее.

 

Административное здание МЭП (MZE) с пунктом обслуживания клиентов на вул. Пелчинській (ныне Витовского), построенный в 1937 году

 

«Проектом «Интерактивный Львов» мы пытаемся исследовать и показать историю города через интерактивную карту, на которой промаркированы различные городские объекты. У нас достаточно широкая архитектурная база, но сейчас нас прежде всего начинает интересовать, чтобы на карте была не только архитектура, но и социальная инфраструктура. Мы хотим накладывать на нее слои информации и выстраивать энциклопедию истории города, которую можно рассматривать с разных перспектив», – пояснил Z директор проекта «Интерактивный Львов» Тарас Назарук.

 

По его словам, сейчас город на карте большое, но не электрифицированное. Есть дома, но нет подстанций постоянного или переменного тока, которые были во Львове с конца XIX – начала XX века.

 

Сейчас специалисты планируют, что начнут создание карты «с начала», а точнее, со времени, когда электричество появилось во Львове как источник энергии.

 

«Речь идет об электростанции сначала постоянного тока, а затем переменного. При этом мы не будем просто показывать, что такое было, а объяснять контекст, в котором это было. Например, пользователи узнают, что первая электростанция появилась в городе к Краевой выставке и с появлением первого электрического трамвая.

 

Вводное устройство в жилых домах Львова фирмы «Сименс — Шуккерт»

 

Электростанция переменного тока, уже как промышленный объект, была построена на Персенківці. Мы хотим объяснить, в чем разница между ними, людям, которые не имеют соответствующих знаний. Речь идет не только о том, чтобы промаркировать очередной дом на карте города, а чтобы показать, почему они появились и какой эффект это мало для города», – объясняет Тарас Назарук.

 

В Центре городской истории говорят, сначала планируют нанести 10-15 объектов. Первые объекты могут появиться на карте уже в мае.

 

«В перспективе мы думаем дальше. Хотим не просто нанести единичные объекты на карту города, а сделать розлогішу тему по елетрифікації. Мы думали о формате виртуальной прогулки пространством города, но собственно объектами электрификации. Хотим, например, объяснить, как в начале ХХ века. от электростанции на Персенківці ток попадал в дом на улице Богомольца через воображаемый маршрут. Это будет виртуальная прогулка пространством и временем – рассказ, как электрификация развивалась не только в пространстве города, но и в разные годы, как она эволюционировала во времени. Но сначала нужно наложить объекты – и тогда можно будет делать отдельный слой на карте», – рассказал Тарас Назарук.

 

Реклама собственного магазина с электротоварами Городского электрического предприятия (MZE)

 

В то же время, этот процесс хотят сделать и обратным – чтобы не только карта вела людей до интересных объектов в городе, но и на самих объектах были маркеры, которые будут направлять к интерактивной карты.

 

«Хочу, чтобы наш музей был оригинальным и взял лучшее из многих подобных музеев Европы. Мы имеем и технический, и гуманитарный аспект, ведь это и история, и электрификация. То есть, перед нами стоит вызов совместить интересные рассказы о приборы и оборудование и историю», – резюмирует Мария Кравченко.

 

Если Вам интересна эта запись, Вы можете следить за ее обсуждением, подписавшись на RSS 2.0 . Комментарии и пинг закрыты.