Львов–Будапешт: автобан какого века?

Рубрика: Новости

Госагентство автодорог Украины вернулось к проекту скоростной автодороги между Львовом и Будапештом, которая является частью пятого панъевропейского транспортного коридора «ВенецияТриестКоперЛюблянаБудапештЛьвовКиев», начатого еще в прошлом веке.

 

Теперь этот проект назвали автобаном, планируют серьезно обновить не так давно реконструированный участок магистрали М-06 (Львов–Мукачево и построить давно обсуждаемый КПП «Дийда» на границе с Венгрией.

 

С венгерской стороны все готово

 

Укравтодор совместно со Всемирным банком начали подготовку pre-feasibility study (пред-ТЭО) проекта строительства (реконструкции) дороги i категории Львов–Мукачево, сообщила пресс-служба дорожного ведомства.

 

От проектировщиков ожидают оптимального маршрута и предложений по реконструкции существующих участков дороги и/или строительства новых, а также определение стоимости проекта в соответствии с выбранной концепцией.

 

«Сейчас дорога М-06 с Мукачева до Львова проходит через сложный горный рельеф, а значит, проезд по ней занимает около 3,5 часов. Новый автобан должен сократить время в пути до 2 часов… Новая автострада соединит Львов с венгерским автобаном М-3 Будапешт–Н’їредьхаза и станет главным автомобильным коридором между Украиной и Венгрией», – говорится в сообщении Укравтодора, которое с радостью перепечатали почти все украинские СМИ.

 

Украинские автореалии

 

Кто хоть раз ездил по магистрали М-06 Киев–Чоп из Львова в Закарпатье, наверное, замечал, что она не только пролегает через множество населенных пунктов, но и часто сужается, оставляя по одной полосе для проезда в каждую сторону.

 

На этих участках трассы часто наблюдаются «тянучки» за отдельными фурами или другими нешвидкісними машинами. А вследствие отсутствия разделителей между полосами встречного движения аварийность на этой дороге – одна из самых высоких в стране. Поэтому проехать эти 230 км через горы до венгерской границы за заявленные автодоровцами 3,5 часа. может разве что лихач-камикадзе (хоть таких у нас и не хватает).

 

Несмотря на первую категорию и высшую оценку (4,9 балла – максимум для украинских дорог на специализированном сайте «Автострада»), даже до уровня международной магистрали (не то что до «автобана») этой дороге еще неблизко. Можно себе только представить, сколько випрямлень, увеличение радиусов поворотов, новых мостов или объездных путей она нуждается. Не говоря уже о спрямления и расширения пути через Карпаты (тоннели и эстакады будут слишком дорогим и технически сложным решением, которое вряд ли по силам украинскому бюджету).

 

Венгры в ожидании

 

Согласно предварительному замыслу, магистраль после Мукачево должна была бы пройти мимо Берегово, пересечь границу через новое КПП «Дийда» и уже на территории Венгрии, миновав городок Вашарошнамень, соединиться со скоростной трассой М3, которая простирается на 280 км – от Н’їредьхази прямо до Будапешта.

 

Сейчас автобан упирается в украинскую границу

 

Свою часть магистрали из столицы в направлении границы с Украиной венгры завершили… еще осенью 2014 года. До нашей страны осталось чуть больше 20 км – строители остановились, поскольку украинская сторона окончательно не согласовал места расположения будущего пункта пропуска через границу.

 

Здесь следует напомнить, что автодорога от Будапешта до Львова – это участок пятого панъевропейского транспортного коридора «Венеция–Триест–Копер–Любляна–Будапешт–Львов–Киев». Его начали обустраивать еще в ХХ веке.

 

Впоследствии в 2006 году было подписано межправительственное соглашение, в котором предусмотрели строительство будущего КПП на границе между селами Дийда (Украина) и Берегдаровц (Венгрия). «Украинская Сторона берет на себя обязательство не позднее ввода в эксплуатацию участка автомобильной дороги Вашарошнамень–Берегдароц построить и ввести в эксплуатацию участок автомобильной дороги Дийда–Мукачево, соединяется с ней», – говорится в документе.

 

Венгры в 2014-м решили взять паузу и посмотреть, будут развиваться события в Украине. А уже в течение 2016 года венгерские чиновники активно встречались с украинскими коллегами и властями Закарпатья.

 

В прошлом году весной председатель Закарпатской ОГА Геннадий Москаль после встречи с госсекретарем венгерского правительства по вопросам внешних связей Левенте Модером сообщил, что Венгрия готова достроить участок трассы до границы при условии строительства окружной дороги возле городка Берегово (чтобы автомагистраль обходила его).

 

А уже через несколько месяцев, осенью 2016-го, министр инфраструктуры Украины Владимир Емельян, встретившись с венгерскими чиновниками, пообещал профинансировать разработку проектно-сметной документации пункта пропуска «Дийда». Венгерское правительство решение о развитии пограничной инфраструктуры принял. Поэтому областная власть Закарпатья должна урегулировать земельные вопросы, поскольку дорожная инфраструктура должна проходить через земли местных пайщиков.

 

По последним данным Береговской РГА, для строительства объездной вокруг райцентра уже заключено соглашение о выкупе за государственный счет трети земельных участков. Сейчас проводятся экспертная оценка и оформление технической документации.

 

Пока украинская сторона застряла в земельных и финансовых проблемах, венгры рассматривают все возможные варианты, включая и соединение трассы М3 с действующим КПП в Захони автомагистралью, которую планируют построить. Таким образом Будапешт пытается интегрировать свои уже построенные скоростные автотрассы в международные транспортные коридоры. Хотя и понимает, что при этом загруженность основного пункта пропуска в Захони только возрастет, поскольку действительно решить проблему сможет только новый КПП, который возьмет на себя часть трафика.

 

«Сейчас уже есть на руках технико-экономическое обоснование проекта, в том числе исследования влияния на окружающую среду. В фазе завершения и подготовка археологических выводов. Теперь остается утвердить документы относительно пункта, где будет происходить пересечение границы. Мы надеемся, что подготовительный процесс не займет много времени, и строительство автомагистрали начнется уже в ближайшее время», – цитируют закарпатские медиа заместителя председателя Саболч-Сатмар-Берегської области (Венгрия) Эндре Борочі.

 

Обещанного три года ждут?

 

Хотя украинские чиновники и решили в очередной раз поторговать старым проектом в новой обертке, обещая его скорую реализацию, проблем в поануванні скоростной магистрали из Будапешта до Львова остается немало. Даже несмотря на то, что венгерская сторона выделила €50 млн беспроцентного кредита на 18½ лет – эти средства должны пойти на береговскую объездную и текущий ремонт дороги Мукачево–Берегово.

 

Итак, венграм придется построить у себя на маршруте Вашарошнамень–Берегдароц по крайней мере еще один большой мост через Тису, который бы отвечал требованиям скоростной магистрали (скорее всего, там будет три полосы – 2+1). Так же, как и взять на себя часть расходов на создание пограничной инфраструктуры КПП «Дийда».

 

В конце концов, венграм здесь, как и со строительством трассы М3, поможет Евросоюз, который уже предоставил 85% финансирования от общей суммы в более €50 млн (столько всего стоила реализация проекта М3 – Будапешт выделил лишь 15% от суммы).

 

Развязка на трассе M3

 

Украине такой мощной финпомощи ЕС не предоставит. Рассчитывать можно разве что на Всемирный банк, который, похоже, подключился к проекту.

 

Несмотря на сложный горный рельеф, вряд ли можно ожидать существенной перестройки нынешней трассы Мукачево–Львов. Тем более, что в рамках предыдущего капитального ремонта М-06 (Киев–Чоп) на этой дороге уже сделали практически все возможное.

 

Пользователи Facebook также довольно скептически отнеслись к проекту Укравтодора. «Насмешили, спасибо. 200+ километров со сложным рельефом через горы, с тоннелями и сложной инфраструктурой. Ага, уже верим. От Львова до Краковца построить не могут – а это несчастных 70 км практически по прямой с простым рельефом. Поляки свою А4 до границы дотянули, а наши и не торопятся. Да что там, не в состоянии даже более-менее приличную М-06 от Киева до Львова превратить в нормальный автобан с безопасной инфраструктурой – так, чтобы без пешеходных переходов через 4 скоростные полосы, без разворотов через встречную и без заездов в населенные пункты с ограничением 60. Научитесь сначала хотя бы современным принципам дорожной инфраструктуры и организации движения по современным стандартам, а не по совковыми півсторічної давности», – прокомментировал на странице украинского дорожного агентства один из читателей.

 

Учитывая скорость, с которой решает вопрос украинская сторона (проектирование дороги от Мукачево до будущего КПП только начата в этом году), в лучшем случае где-то 2020 года может появиться отрезок автодороги Вашарошнамень–КПП«Дийда»–Мукачево. Фактически, Киев и Львов таким образом будут соединены одной из лучших украинских автомагистралей М-06 и венгерской трассе М3 с Будапештом. Этот транспортный коридор кто-то сможет назвать автобаном. Но любой водитель сразу увидит и почувствует разницу между венгерским и украинским участками.

 

Если Вам интересна эта запись, Вы можете следить за ее обсуждением, подписавшись на RSS 2.0 . Комментарии и пинг закрыты.