Какие слова и когда изучают дети?

Рубрика: Новости

90 тысяч часов видео, 140 тысяч часов аудио, 200 терабит информации – таковы исходные данные необычного исследования, как дети овладевают языком. На протяжении трех лет Дэб Рой (Deb Roy) из междисциплинарной исследовательской лаборатории Массачусетского технологического института (MIT Media Lab) записывал все, что происходило в его доме. Камера и микрофоны, установленных на потолке, записывали разговоры и движения маленького сына ученые и других членов семьи. Целью разведки было понять, какие высказывания ситуации слышала ребенок, и какие слова запоминала.

 

 

 

Дистинктивність: чем отчетливее слово привязано к ситуации, тем раньше его малый поймет и будет использовать.

 

 

Недавно команда ученых во главе с Дебом Роем получила первые результаты от анализа записей первых трех лет жизни маленького сына ученого. Исследователи проверили различные факторы, чтобы узнать, которые из них делали более вероятным то, что малыш скажет какое-то слово впервые, а которые не влияли на процесс его обучения. Многие из факторов были очевидными, например тот факт, что более длинные слова ребенок изучает в целом позже, чем короткие.

 

Однако две закономерности выделялись. Ученые назвали их «дистинктивністю»: чем отчетливее слово связано с ситуацией, тем раньше его будет использовать малый. Типичным прибором является слово «мяч», которое часто употребляют во время игры с мячом, но за этими играми – достаточно редко. Зато слово «с» хотя и в принципе звучит чаще, но к ситуации не привязано.

 

Рой с коллегами увидели в этом подтверждение уже давно известной теории обучения, согласно которой ребенок в предсказуемых и часто повторяющихся ситуациях легче понимает значение слов. Сверхурочная количество данных, которую Рой собрал, дала возможность впервые проверить эту гипотезу.

 

Ученые сосредоточились на периоде между 9 месяцем и вторым днем рождения ребенка, выделили все ситуации, когда она не спала и была вдова. Все вербальные действия, которые малыш и взрослые совершали в это время, расшифровала команда из 70 помощниками, хотя и с помощью компьютера, и в основном вручную. В результате база данных объединила около 2 млн отдельных высказываний. Программное обеспечение анализировало движение лиц, снятых на камеру, и идентифицировало «горячие точки активности», когда лица взаимодействовали.

 

Для каждого из 679 слов, которое изучал и использовал сын Роя в процессе исследования, ученые могли определить, когда, где и при каких обстоятельствах малыш употребил слово впервые; и даже больше: как часто при одинаковых обстоятельствах оно раньше было отсутствующим.

 

«Дистинктивність» слова вычисляет его пространственно, временно и языково. Ученые задавались вопросом, вылов было привязано к определенной теме. Все три фактора, статистически скомбинированы, предполагали первое появление слова лучше, чем менее специфические признаки, в частности частота использования этого слова в языке родителей.

 

Необработанные данные ученые публиковали частями, поощряли и других искать лучших статистических методов исследования. На сайте можно детально ознакомиться с процессом расчетов и их результатами.

 

Конечно, ученые осознают, что с развития одного ребенка можно сделать довольно ограниченных общих выводов. Но учитывая то, что простые корреляции, которые они наблюдали, проявляются довольно часто во всех ситуациях, ученые убеждены: выводы можно перенести на других детей.

 

В конце концов, немногие родители возьмется подслушивать детей, к тому же проанализировать услышанное можно только с достаточным финансированием. Сам Рой объясняет, что разработанные техники анализа нужно применять и в других языковых и медийных феноменов, в частности контента американского телевидения.

 

Опыты на собственном сыне дают основания принять во внимание важный аспект, признает ученый: первое использование слова должна не раз совпасть с моментом, когда ребенок поняла соответствующее слово. Как правило, дети распоряжаются уже ранее пассивно понятными словами, постепенно применяя их в активной речи.

 

Есть высокие шансы того, что такая необычная база данных об овладении языком позволит уникальные познания.

 

 

Welches Wort wann wird gelernt?

Spektrum.de, 21.09.2015

Зреферувала Соломия Кривенко

Если Вам интересна эта запись, Вы можете следить за ее обсуждением, подписавшись на RSS 2.0 . Комментарии и пинг закрыты.