Как мозг учится распознавать важное

Рубрика: Новости

Фильтр в голове: наш мозг постоянно должен выбирать, какие стимулы нужно считать важными, а какие со спокойной душой можно проигнорировать. Как наш орган мышления этого учится, ученые исследовали на мышах. Согласно их результатам, нейронные сети мозга приспосабливаются к среде таким образом, что при созерцании важного загораются все четче и сильнее, рассказывают ученые в журнале Neuron.

 

 

 

 

Светофоры, рекламные щиты, лес дорожных знаков – во время повседневной движения на дорогах на водителей льется «фарш» важных раздражителей, а с ними – и совсем ненужная информация. Опытный автомобилист может отфильтровать и быстро реагировать на все стимулы. Ведь то, как мы воспринимаем окружение, сильно зависит от того, что мы уже накануне видели и чему учились. Этот опыт отсутствует у новичков, поэтому они требуют значительно больше времени для переработки информации.

 

Как мозг вырабатывает специальный фильтр для раздражителей и как при этом меняются сети нейронов, проверили Соня Гофер (Sonja Hofer) со своими коллегами из биоцентр Базельского университета в Швейцарии. В процессе своих исследований ученые заставили мышей бегать на специальной арене через виртуальный мир. Если животные держали курс на конкретную картинку, спроектированную на стену, тогда получали вознаграждение. Через неделю мыши научились различать изображения и соответственно на них реагировать.

Это обучение сказалось и на активности нервных клеток зрительной коры грызунов, рассказывают ученые: сначала ответ на определенные визуальные раздражители в мозгу была рассеянной, но за неделю тренировок нервные клетки реагировали на изображения, которые им демонстрировали, значительно специфичней. Сетка нервов научилась упорядочивать и обрабатывать девять раздражителей.

 

«Изо дня в день было легче и достовернее различать ответ нервных клеток на демонстрируемые картинки», – говорит Адил Хан (Adil Khan) из Базельского университета. Он предположил: такие изменения в мозге помогают лучше воспринимать и эффективно перерабатывать важную информацию из среды.

 

Исследователи заметили еще одну закономерность: визуальная кора не реагировала на оптические раздражители, как предполагали ранее. Зато на нее влияли сигналы из других частей мозга Это могло бы объяснить, почему нам иногда сложно понять, что важное, а что – нет. И почему наше настроение и среда сильно влияют на способность учиться.

 

«Мы увидели, что ответ нервных клеток на одинаковые визуальные раздражители становится очень невнятной тогда, когда мыши должны были выполнять и другие задачи, например, различать разные запахи», – рассказывает Хан. Тогда зрительный центр анализирует демонстрируемые картинки не так эффективно.

 

Но на внимательность влияют не только внешние стимулы, а внутренние ожидания мышей, их намерение получить вознаграждение меняет активность определенных клеток. «В разные моменты с одинаковыми раздражителями можно обходиться по-разному, это зависит от их важности и уместности, – объясняет Гофер. – В конце-концов это означает, что обстоятельства, а также и наши ожидания, которые сложились накануне процесса обучения, сильно влияют на визуальное восприятие среды».

 

Хорошая новость для любого начинающего автомобилиста: все со временем научатся ориентироваться в лесу дорожных знаков.

 

 

Wie das Gehirn lernt, Wichtiges zu erkennen

(Universität Basel, 17.06.2015 — NPO)

Зреферувала Соломия Кривенко

Если Вам интересна эта запись, Вы можете следить за ее обсуждением, подписавшись на RSS 2.0 . Комментарии и пинг закрыты.