Испытания ромами

Рубрика: Новости

 

 

На прошлой неделе Львов оказался в центре межнационального скандала. Тема цыган, зарабатывающих попрошайничеством и кражами, которых в течение лета существенно увеличилось в центральной части города, стала драстичною и даже приобрела политическую окраску, когда в дискуссию вмешались депутаты Львовского городского совета.

 

Сообщения в социальных сетях о нищих ромской национальности и информирование о задержании за бродяжничество и кражи представителей одного из национальных меньшинств оказались среди топ-тем. По информации полиции, в начале июня группа закарпатских ромов свела поселение из палаток и временных конструкций по территории одного из торговых центров на улице Конюшинной в Львове. Там проживало около 60 человек, два десятка из которых – дети.

 

 

По информации отдела коммуникации ГУ Нацполіції во Львовской области, в Галицкий отдел полиции Львова поступило 108 сообщений о правонарушениях, совершенных жителями Закарпатской области. Отдельно преступлений, которые совершили ромы, в полиции не выделяют – и именно на этом акцентуть. По данным фактам, среди которых сообщения о кражи, мошенничества, административные нарушения и сопротивление работникам полиции, в настоящее время открыто 19 уголовных производств. Материалы по трем уголовным производствам уже направлено в суд.

 

Пресс-секретарь Патрульной полиции Львова Екатерина Рыбий объясняла для СМИ, что было зафиксировано 407 вызовов полиции, когда люди звонили и указывали на нарушения со стороны именно цыган. «В случае мелкой кражи ромы обойдутся штрафом и пойдут себе. А по поводу нарушения личного пространства, когда эти люди навязываются, позволяют себе словесно оскорблять прохожих, – то это вообще никак не наказывается», – добавила пресс-секретарь львовской полиции.

 

Связывать преступления с ромами и указывать не национальную принадлежность, а лишь место проживания – Закарпатье – в Нацполіції Львовской области перестали после громкого медийного скандала. «Львовская почта» вышла со статьей под заголовком «Как цыгане горожанам нервы щекочут», в которой, используя некоторые «литературные преувеличения», описаны проблемы с несколькими десятками цыган, которые попрошайничают в центральной части Львова и цепляются к прохожим. Издание привело статистику полиции в отношении преступлений, за которые задержали собственно ромов. Через такое обобщение и нарушение базовых прав представителей нацменьшинства газета попала под критику Общественного радио и экспертов по вопросам нацменьшинств.

 

На несколько дней это наложило табу на проблемную тему и вроде наоборот обеспечило ромам определенную индульгенцию по национальному признаку. Ведь говорить о проблеме было неполиткорректно. С одной стороны, умолчания как будто сгладило углы, но на самом деле ситуацию с проблемами нищих (разной национальности) в центре Львова и с предубеждение в отношении цыган это никак не исправило.

 

Апогея тема достигла на прошлой неделе. В четверг она приобрела и политический оттенок. Депутат Львовского городского совета Любомир Босаневич (представляет партию УКРОП) сделал резкое заявление, в котором предлагал совместно правоохранителям и общественности устраивать рейды и даже выступил с инициативой выселять цыган из вул. Конюшенная назад в Закарпатье, где они зарегистрированы.

 

Завершилось кількатижневе напряжение в ночь на субботу, 22 июля, когда лагерь на Конюшинной сгорел, а его жители поездами выехали из города. В Нацполіції уточнили, что сами ромы к полиции, медиков и пожарных не обращались. Место пожара обнаружили во время патрулирования сами правоохранители.

 

«Информация о пожаре от жителей поселения к спасателям и полиции не поступало. Правоохранители обнаружили задымление и огонь во время патрулирования данного района», – сообщили в полиции.

 

За отсутствие обращений в полицию расследование пожара никто не ведет, а, следовательно устанавливать, то сами ромы сожгли свое поселение перед отъездом или это сделали посторонние лица – никто и не берется.

 

И хоть там как, а Львов стал первым городом в стране, где события разворачиваются подобным образом. В ночь с 5 на 6 апреля выгорело поселение ромов в Киеве. Обитатели лагеря выехали из него за несколько дней до пожара, утверждая, что им угрожают.

 

По данным последней переписи, в Украине проживают почти 48 тысяч ромов (менее 1% от всего населения). Однако неофициально представители ромской общины часто говорят о значительно большие цифры – от 200 до 400 тысяч. Больше всего ромов на время переписи было традиционно в Закарпатской области (более 14 тыс. человек), Донецкой, Днепропетровской и Одесской.

 

«Из всех национальных меньшинств ромы наименее інтеґровані в общество, – утверждает заместитель директора Института демографии и социологических исследований Елена Макарова. – Низкий уровень інтеґрованості, высокий уровень безработицы является причиной повышенного уровня преступности среди представителей этноса. Не менее важными и неотложными проблемами являются низкая образованность, низкий уровень жизни, потеря родного языка, правовая незащищенность. В то же время, согласно исследованиям начала 2000-х годов, степень толерантности украинцев к ромам ученые оценили в 22 балла (из 100 возможных). Многие украинцы воспринимают цыган как туристов, гостей Украины, и не воспринимают как полноправных граждан.

 

По результатам исследования Института социологии НАН Украины 2016 года, две национальности, к которым украинские граждане демонстрируют стойкое предубеждение и нежелание вообще пускать их в страну, — это чеченцы и ромы».

 

В Львове дискуссии относительно ромов – горячая тема. Амплитуда тверждень колеблется от яркого защиты до откровенного hate speech. Случаи грабежей, краж и асоциального поведения лиц, которых в обиходе называем «цыганами» (это названия ромы считают оскорбительным, хотя и сами часто ее употребляют) не могут не возмущать, однако ромский община не является однородной, а утверждение «цыгане – воры, давайте их выгоним» затрагивают и ту часть представителей этой национальности, которые не имеют к криминалу никакого отношения.

 

То ли прошли львовяне нынешнее летнее испытание ромами? Можно ли и стоит обвинять нас в национальной нетерпимости? Кто виноват в эскалации конфликта и можно ли было его предотвратить? С этими вопросами Z обратился к правозащитникам и моральных авторитетов.

 

Общественный деятель,

Богдан ПАНКЕВИЧ:

 

«Нынешняя нетерпимость порождена недееспособностью правоохранительной системы»

 

Если приехать извне и посмотреть на конфликтную ситуацию во Львове, в которой люди нетерпимо относятся к ромам, то можно подумать, что город нетерпимое вообще. Но, с другой стороны, каждое сообщество имеет право на защиту своей приватности и покоя.

 

Видимо, и сегодня в восприятии цыган определенную роль играет архаичный образ цыган, о которых говорили как о людях, которые могут сделать что-то плохое или украсть ребенка. Тогда нетерпимость была через страх. Но, думаю, эта роль не определяющая.

 

Нынешняя нетерпимость порождена недееспособностью правоохранительной системы. У нас правоохранители спокойно наблюдают за тем, как родители используют детей для попрошайничества и воровства. Общество не хочет заниматься терапией ромов, которые сегодня здесь, завтра где-нибудь, а защищает себя здесь и сейчас. Очень сложно оценить степень необходимой самообороны общества: где она еще нужна, а где уже перегиб. Но, очевидно, выселение всех из города и поджоги – это перегиб.

 

У нас есть свои ромы, многие из которых живут на районе «Инди», где варят наркотики. Это известно всем, но вопрос на протяжении многих лет остается нерешенным. И здесь основная проблема – коррумпированность правоохранительных органов. В отношении цыган-мигрантов, которые есть в туристическом центре, то проблема – в недееспособности правоохранительной системы.

 

Цыганский театр, который выступает на рынке, – это очень хорошо и красиво. Но если ром из кармана ворует мобилку, это требует наказания.

 

Изменить ситуацию можно, прежде всего, образованием. У нас люди подают попрошайкам, особенно, если это беременная женщина или ребенок, иначе есть предрассудок, что мыши все поедят. Но никто не задает себе вопрос, что попрошайничество – это профессия, ради которой часто даже калечат детей. Наш уровень невежества надо искоренять.

 

Второе обязательное условие изменения ситуации – хорошо инструктированы правоохранители, которые должны иметь баланс толерантности и нетерпимости, то есть возможности быть жесткими, если речь идет о нарушителях. Зато у нас правоохранители часто не хотят этим заниматься, особенно, если это касается ромов как национальных меньшинств, ведь может быть шум.

 

Правозащитник, диссидент, публицист, проректор Украинского католического университета

Мирослав МАРИНОВИЧ:

 

«Мы проявляем свою плиткість мышления и свою скрытую агрессивность»

 

Могу предположить, что национальный фактор играет роль в Львове. Если мы видим нищего украинца, то просто говорим, что он надоедливый. Но когда видим цыгана, то говорим, что правоохранители не следят за ситуацией, потому что их надо забрать. К сожалению, здесь национальный фактор играет роль не в пользу национального большинства: мы проявляем свою плиткість мышления и свою скрытую агрессивность. Часто в том, кто ведет себя иначе, мы узнаем чужака, а не здеградованого нашего. И это ксенофобская реакция, которая имеет оттенки различных национальностей.

 

В любой ситуации важно увидеть в человеке человека и существо Божие, вспомнить, что Бог наделил достоинством каждого человека. Другое дело, как сам человек распоряжается этим даром – но это уже другая проблема. Мой лагерный опыт показал разное. Меня однажды накормили и спасли уголовные преступники. А они меня спасли, обнаружив искру Божью. Это проблема общества, что мы не умеем увидеть человека в человеке и действуем по каким-то старым схемам.

 

Нетерпимым я бы дал прочитать несколько итальянских газет, которые публикуют нетерпимые высказывания итальянцев относительно украинцев. Они бы увидели там себя. Настало время, когда все народы должны мыслить глобально и понимать, что мир не сводится к одной львовской улице.

 

Юрист-аналитик Хельсинского Союза по правам человека

Елена САПОЖНИКОВА:

 

«Часто лица ромской национальности подпадают под необоснованные подозрения»

 

Когда происходит преступление, не имеет значения, какой национальности человек его совершает. К сожалению, у нас не всегда так. Когда в полицию обращается лицо, не может иметь значения ее национальность. Полиция должна в равной мере расследовать все заявления, с которыми обращаются. Зато на практике видим, что на национальность обращают внимание. Если есть заявление от представителей ромов, то к этому относятся не так серьезно, чем если бы это было заявление от других национальностей. И наоборот – есть предубеждение к ромам как потенциальных преступников. Часто даже слышим комментарии полицейских: «Будьте осторожны, потому что на улице ромы». Это недопустимые заявления представителей власти, на такое должна была бы быть реакция. Вопрос, эти полицейские сами не подпадают под 161-ю статью Уголовного кодекса, в которой речь идет о разжигании межнациональной розни.

 

Говорить о преступников можно только по приговору суда. Приводить какую-то статистику относительно заявлений или задержаний, при этом указывая национальность – недопустимо. Очень часто лица ромской национальности подпадают под необоснованные подозрения, относительно них больше случаев немотивированного задержания. У нас был недавно случай, когда несколько пострадавших во время сожжения лагеря в Киеве принимали участие в пресс-конференции. На ней мы передали им пакеты с вещами, которые для них приносили люди. Когда они вышли из события, их остановили полицейские в штатском и забрали в участок по подозрению в том, что они украли эти вещи. После разглашения информации их отпустили. Думаю, если бы шли украинцы с большими пакетами, их бы не задержали.

 

Если Вам интересна эта запись, Вы можете следить за ее обсуждением, подписавшись на RSS 2.0 . Комментарии и пинг закрыты.