Игра в Украину

Рубрика: Новости

 

Когда-то в детстве мы больше всего среди компьютерных игр любили стратегии. Мы «делали» крестьян или работников, щелкнув соответствующую иконку в соответствующих зданиях. Мы строили город, армию и все такое. Мы развивали технологии, переходили из эры в эру, открывали новые земли. Отдельным типом игр были градостроительные стратегии. Современный Детройт или Бостон или какое-то несколько-тысяч-до-Рождества-Христова-египетский город. Улицы, аэропорты, аптеки, плантации инжира на Ниле, базары, колодцы, мосты, арсеналы.

 

В разные времена — как говорили нам игры — были более и менее привлекательные для жизни места, районы. Иногда среди условий выигрыша был развитие района до определенного высокого уровня. Возле медных рудников, например, жили бедняки в лачугах. Если бы там обустроить какое-то благоустройство, например поставить статую или застелить дорогу брусчаткой, посадить сад или построить какую-то библиотеку, то хатки имели шанс развиться — район бы улучшилось.

 

И однажды парень, с кем я играл в те игры, заселяя «промышленный» район возле рудников древнего города новыми жителями, сказал: «Ай, пусть так живут». Пусть живут в лачугах, не надо им благоустройства, библиотек или развлечений, храмов, доступа к воде и еще чего-то такого.

 

Меня это удивило. Ведь его город было удивительно развито. Признаюсь, в некоторых вопросах развития экономического роста или стратегического планирования в той или иной компьютерной игре он частенько был осведомлен лучше меня.

 

Кроме того, он с детства мне рассказывал свои планы и мысли о том, как можно было бы поменять мир. Его способ был очень не-абстрактный. Одной из причин того, что с миром что-то не так, по его мнению, было чрезмерное исчерпание ресурсов, а также неравномерное их распределение. Обе вещи — может, он думал иначе, но по крайней мере я его так понял — вытекают из неправильного расселения, неправильной организации человеческих городов, хаотичности, возможно, спонтанности, надо будет когда-нибудь с ним об этом заново поговорить.

 

Так вот он рассказывал мне про новые города, равномерно расположенные в мире, которые не будут занимать слишком много территории, которые тянутся вверх, которые будут эффективными и, короче говоря, где все будет хорошо. Они должны обслуживать сами себя, не опустошать природу, быть чистыми. Возможно, это попахивает концепцией антропометрических городов, которая возникла в ХХ веке и в том же ХХ веке потерпела фиаско после своего воплощения Оскаром Нимейером в городе Бразилиа — столице Бразилии. Как оказалось, такой город стало слишком искусственным и не живым.

 

Однако тогда ни о какой антропометричність мы не знали, да и, честно говоря, даже теперь те идеи, что он мне рассказывал, мне такими не кажутся. Меня захватывали, собственно, масштабы и живость. Хотя с чем я не соглашался, но в основном все было классно и интересно.

 

И вот это человек, который мечтает изменить мир, изменив в нем одну, но, очевидно, очень важную, по его мнению, деталь — архитектуру и планировку городов. Он строит города в компьютерных играх, и это ему удается. У него растут всевозможные показатели культуры, авторитетности города и прочее. В городе появляются богатые прекрасные белые дома, в которых полно товаров и доступа к различных сфер, таких как развлечения, наука, библиотеки, религия, водоснабжения, рынок. Так что все налажено.

 

И вдруг после всего этого он поселяет в лачуги бедняков, ибо не имеет времени развивать и развивать район возле рудников. Потому что ему немедленно нужна какая-то сырье. И говорит: «Пусть так работают».

 

Не так давно я вспомнил этот случай и подумал, что так же относятся к жителям хибарок возле шахт или различных производств или просто к любому руководители украинского государства, люди, которые «играют в Украину».

 

Они не мечтают изменить мир, им не кажется, что в нем что-то не так. Пожалуй, все так, ведь главное, что их домики белые, в их домах есть множество товаров, доступ к воде, развлечений, иногда, может, кто пользуется доступом к религии или по крайней мере коллекционирует самые дорогие иконы.

 

Их не волнует несправедливость неравного распределения ресурсов, ведь ресурсы распределены справедливо: им — все.

 

Их не мучает разорения планеты, природы, территорий, потому что всегда можно нажать «Esc» в левом верхнем углу клавиатуры и осуществить что-то вроде «load new map». Что с того, если даже вся территория будет зачищена от леса, полезных ископаемых, будет разорена, если тем временем можно поехать куда-нибудь, а потом, когда игровая карта полностью вичахне — стереть ее. По крайней мере из своей жизни. Ну есть там несколько миллионов дяпчиків, которые что-то делают. Есть — и не стало.

 

В стратегии можно так сделать, что даже если постоянно будут возникать пожары, по городу будут бегать воры, которые иначе не могут заработать, египетские боги гніватимуться и насилатимуть засухи, то деньги из выгодных промыслов все же поступать в значительных объемах. А тем временем, пока растет капитал, все те дяпчики томятся и страдают. И наоборот: пока дяпчики томятся и страдают, твой капитал от отдельных прибыльных производств может расти. Это даже при том, что система налогообложения может быть неэффективной и налоги могут взиматься далеко не со всех. Все равно твой капитал будет расти.

 

А если у тебя прибыль, и ты, в принципе, можешь позволить себе все, то зачем тратить деньги на строительство библиотек и школ, на изготовление папируса, на развлечения людей, на содержание пожарных станций или больниц — это жрет кучу потенциальных прибылей. Так есть в игре.

 

В настоящем же мире стоит также добавить, что мало того, что ты потратишь деньги на образование, то потом еще и за это образованные люди вдруг предъявят тебе претензии и попросят перед ними отчитываться. Что за безобразие?

 

И вот и причина, и вывод этого замкнутого круга: деньги города или государства и твои собственные деньги — это те же деньги. Очевидно, что игрок считает все деньги города или все ресурсы государства своими, ибо вся игра — его. Поэтому интересы государства — это интересы игрока. Это нормально, в принципе.

 

Единственное, что не нормально, то это патологическое восприятие Украины — игрой «Украина», население Украины — дяпчиками, которые просто единичками и ноликами, которые «пусть так работают», платят или не платят налоги, иногда могут сделать бунт, но, главное, мешают. Хрен с тем, что часть из них нужна для приумножения денег. Денег государства, то есть твоих денег. Потому что это одно и то же. Потому что это твоя игра.

 

И тут я снова вспомнил парня, с кем играл в стратегии. И, надеюсь, понял разницу между его мечтами изменить мир, чтобы в нем всем было хорошо, и пренебрежительным отношением к дяпчиків в игре. Просто он понимал разницу между игрой и настоящим миром. А они — игроки в «Украину» — ее, такое впечатление, не понимают. Для них есть только дяпчики.

 

 

 

 

 

Если Вам интересна эта запись, Вы можете следить за ее обсуждением, подписавшись на RSS 2.0 . Комментарии и пинг закрыты.