Должно быть красиво

Рубрика: Новости

 

Вполне может быть, что-то подобное когда-то писал или по крайней мере вспоминал Борхес или какой-то другой интеллектуальный баснописец. Легко себе представить забытую историю про, скажем, «первую каллиграфическую войну». Упорную и длительную войну внутри города-страны, которая началась и велась через противоречия в написании нескольких иероглифов или за то, где и когда их разрешено или не разрешено изображать. Воображение, однако, размещает такую историю в далекой цивилизации в далекие прошлые века. Теперь и у нас это по многим причинам представляется невозможным. Но – как часто бывает – воображение отстает от реальности. И последние несколько недель в спокойном мещанском Франковске буйствовала настоящая война эмоций и взглядов, – как в древнем Китае – разгорелась через эстетический конфликт.

 

Тщательная пошаговая история эпизодов, которые вызвали эскалацию, не такая уж и существенная. Важным оказалось то, что вопросы красоты, проблемы эстетики среды и эстетического самочувствия в этой среде могут настолько возмутить общественность города, втягивая в противостояние все больше людей, которых по всем законам социологии можно было уверенно называть равнодушными.

 

Формальной причиной войны стали несколько настенных росписей, о которых до сих пор мало кто знал как о каких-то муралы. Поэтому сначала несколько муралів сделали участники художественного фестиваля, а тогда еще и приглашенный из другой страны художник (то, что он был не своим, вызвало какое-то особое геополитическое раздражение мещан). Все росписи были необычными, хотя бы через абстракцию, но совсем не радикальными. Ну, и достаточно интересными и выразительными с художественной точки зрения. Они, как первое знакомство, немного открывают глаза на то, каким может быть современное искусство.

 

А потом начались удивительные вещи. В конце концов, еще раз подтвердив тезисы о назначении современного искусства. Большая часть городского сообщества, которую до сих пор мало беспокоили стратегические проблемы города, вдруг заговорила о том, что она возмущена, разорена, раздражена, требует немедленных действий и готова стать на защиту родного города, родных представлений о красоте и родного права считать дерьмом все, что не нравится так, как привычное. Выяснилось, что в городе есть множество экспертов, энтузиастов и даже активистов, которые хорошо понимают, в какую пропасть ведет путь, вымощенный уродливыми настенными росписями. Кто-то писал, что надо немедленно уничтожить, кто – то- наказать, другие розпачували, что наконец конец света оказался настолько близко. Найтолерантніші воинственные собрались вместе, чтобы закрасить стены, которые еще свободны, чем по-настоящему красивым, живописным и декоративным. И все это – без никакого юмора, без малейшей улыбки, вопрос жизни и смерти (в том смысле, что жизнь – это прошлое, а будущее – смерть). Были даже обращения к власти. Власть даже создала комиссию, чтобы рассмотреть этот вопрос и принять решение.

 

Однако франковская муральна коломийка (как в бытовых ситуациях водка) стала полезным уроком. Кроме обнажения различных аспектов грамотности, доминантов эстетики, культуры сосуществования и прочего, она экспериментом на живом популяции проявила фундаментальные закономерности, которые касаются чистоты и загрязнения, гигиены зрения.

 

По результатам этого эксперимента следует иметь в виду, что является действенным раздражителем для посредственного глаза, призвичаєного к нашему среды. Что это обобщенное глаз вообще видит, а что нет. И в таком случае семейный пикник с детьми посреди мусора на берегу реки можно оценивать как свинство, а можно изучать как закономерность зрения, оптики, видение, восприятие. И как патологическую неспособность представить себе взгляд другого.

 

Ибо как иначе можно понять то, что никакими раздражителями не вся и разрушение модернизацией, которой переполнено город и окрестности, экстерьеры и интерьеры, базары и тела. Такого действительно лучше не видеть. А глаз пусть покоится на красивых недрастичних рисунках и орнаментах. Как вырезки из ґлянцу в зафайданому виходку.

 

 

 

 

Если Вам интересна эта запись, Вы можете следить за ее обсуждением, подписавшись на RSS 2.0 . Комментарии и пинг закрыты.