Церковь там и Церковь здесь

Рубрика: Новости

 

Иногда слежу (точнее, підстежую) за польской прессой – и вот что заметил: с определенной регулярностью в ней появляются пламенные антивластные и, так сказать, “антинародные” воззвания католических священников и монахов.

 

В польском католицизме, кроме мощной «консервы», которую олицетворяют «Radio Maryja», а также популярные фигуры ксендзов Ридзика (духовный лидер так называемых «мохеровых беретов» – найзабитішої слои обывателей введено и святош) и Исаковича-Залесского (пламенный рупор «кресов’яків мнение), хотя и не только их, достаточно мощная часть католических священников и мыслителей либерального течения. Например, брат-маріянин Адам Бонєцький, братья-доминиканцы Людвик Вишневский и Томаш Достаточный.

 

К примеру, в ноябре 2017 года Адаму Бонєцькому курия его собственного ордена мариян второй раз запретили публично высказываться – за то, что его взгляды “противоречат нравственному учению Церкви”. Впервые такой запрет случилась в 2011 году, когда ему ограничили трибуну лишь к «Тиґодніка Повшехного» за “смятение, которое он сеет в душах верующих”. Бонєцький, по сути, диссидент в пределах польского католицизма.

 

В последнем же номере «Тиґодніка Повшехного» домініканин Людвик Вишневский напечатал пламенный текст «Я обвиняю. Польша, запертый дом» – своеобразное обращение к епископату Церкви, а на самом деле всех верующих. Это воззвание стала центральным материалом номера (с фотографией на обложке).

 

Смысл высказываний а. Вишневского сводится к в общем-таки жесткой критики современного польского христианства, которое, по его мнению, идет куда-то совсем не туда – отходит от евангельского духа, использует религию в политических целях, распространяет национализм, делит поляков на сорта и, как вишенка на торте, в лице многих священников и иерархов фактически поддерживает политику правящей партии PiS в отношении беженцев и мигрантов, что совсем не соответствует христианским заповедям. Это не просто глас в пустыне, а фиксация катастрофического состояния, которую слышат, на которую реагируют и какую берут во внимание.

 

Итак, католическая Церковь, как и общество в Польше, далеки от монолитности. Есть смельчаки, которые помнят об идеалах и не забывают об этом напоминать, часто нарываясь на большие проблемы и гонения. Иногда они позволяют себе слишком далеко заходить в экуменических стремлениях (чего стоят только “Дня иудаизма” и “Дни ислама” в католической Церкви!), иногда достаточно смело поднимает закіптюжену и самодовольную мифологему “Польша – Христос Народов”, которая на самом деле не выдерживает никакой критики, постоянно критикуют также лицемерие, анальфабетизм и зашоренность. Впрочем, названные выше батюшки и монахи не одиноки в своем критицизме, поскольку чувствуют и знают, что, кроме совести, имеют в сообщниках мыслящие слои общества, а потому убеждены, что их слова точно не забудутся и не потеряются в цифровых массах.

 

Однако особенно интересно, насколько польское церковную жизнь отличается от украинского. Найнервовішою религиозной темой в нас становится, к примеру, проблема календарей – то есть когда же нам праздновать Рождество: по юлианскому, как Москва, или григорианскому, как весь мир, календарю. Тоже очень заводит, когда некий священник внезапно умирает от инфаркта в бане с гуриями или же убивается пьяный за рулем.

 

Когда речь идет про московскую Церковь, то постоянно всплывает только один аспект – политический. Будто, кроме того, что они были и остаются проводниками идеологемы “триединого народа”, совместного духовного наследия и кремлевского единоначалия, их больше не за что критиковать. Недавний скандал с отказом отпевать двухлетнего мальчика в Запорожье – это тот максимум “хайпу”, который способна породить религиозная тема в СМИ. Потому что все остальные темы – «неинтересные».

 

Как и в случае со всеми светскими скандальными темами, на вооружение здесь берется лишь “хайп” – то, что способно увеличить кликабельность и породить как можно больше негатива среди людей. Регулярные видео словесных подвигов наместника Киево-Печерской лавры епископа Павла по своей форме и содержанию абсолютно ничем не отличаются от выступлений наших политиков-популистов типа Ляшко и Рабиновича. Все, на что способен митрополит Киевский Онуфрий urbi et orbi – это подтвердить реноме закостенелого источника всех возможных фобий: от критики идентификационных кодов и биометрических паспортов до того же гендера.

 

Но выходить к людям прежде всего интересно самим церковникам, которые не желают затрагивать щекотливые темы. Хотя потом они в один голос (все, независимо от деноминации) поют о секуляризации и пагубное влияние развращенного и гнилой Европы с ґеями и сексуальной свободой. «Включает» их только тогда, когда в обществе возникает запрос на очередное какое-то морально-этическое закручивания гаек (проблема абортов, “пропаганда гомосексуализма и гендера”), где они рады стараться со своим духом отрицания всего прогрессивного.

 

Кто из украинских церковников спорит на страницах газет и журналов о евангелизацию и катехизацию? Где публичные миссионеры, исповедники и идеологи? Кому известны имена каких-то церковных вольнодумцев и диссидентов в Украине? Как Церкви строят свою деятельность на ниве помощи, например, найупослідженішим слоям населения? Все это риторические вопросы, на которые, очевидно, когда можно будет получить ответы. Или нельзя будет. Как всегда и бывает в наших палестинах, насквозь просяклих духом візантинізму, пассивности и полной апатии.

 

 

Если Вам интересна эта запись, Вы можете следить за ее обсуждением, подписавшись на RSS 2.0 . Комментарии и пинг закрыты.